Интервью с художницей по керамике Марией Купари

Интервью с художницей по керамике Марией Купари

27 апреля 2020
Автор: Мария Купари

С 5 декабря 2019 года по 19 марта 2020 года в Музее архитектурной художественной керамики «Керамарх» проходила выставка финской художницы по керамике Марии Купари «Чувства, хранимые памятью». Выставка вызвала живой отклик у посетителей, поэтому Музей «Керамарх» предложил своим подписчикам в социальных сетях задать художнице интересующие их вопросы. С удовольствием делимся с вами ответами Марии.

— Мария, ваши работы произвели сильное впечатление на посетителей музея. Самый распространённый вопрос — где можно следить за вашим творчеством? Сайт? Соцсети?
— У меня есть сайт, где выложены некоторые работы.

— Расскажите о своём образовании. Где вы учились? И почему в итоге выбрали именно это направление в творчестве?
— Я окончила художественно-промышленное училище, но технику мозаики освоила самостоятельно. Я выбрала именно её, поскольку хотела использовать старые и доступные материалы, которым таким образом можно дать вторую жизнь. Я купила специальные ножницы для мозаики и сразу отметила, как удобно ими вырезать из керамики самые разные, даже сложные формы. Эта техника оказалась абсолютно «моей», причём это ощущение было настолько сильным, что в какой-то степени его можно сравнить с настоящей любовью!
 

«Взгляд» (автопортрет), 2019
«Взгляд» (автопортрет), 2019

— Что вас вдохновляет? Как рождается новый сюжет? Откуда вы черпаете идеи?
— В первую очередь, меня вдохновляют материал и цвет. Большое значение также имеют история и старые вещи... С другой стороны, я особенно люблю создавать портреты, потому что человеческие лица всегда очень интересны. Сюжет для новой работы рождается обычно как будто сам по себе, у меня бессознательно все время появляются идеи для новых произведений.
 

«Времена года. Весна», 2018
«Времена года. Весна», 2018
«Времена года. Лето», 2018
«Времена года. Лето», 2018
«Времена года. Осень», 2018
«Времена года. Осень», 2018
«Времена года. Зима», 2018
«Времена года. Зима», 2018

— Вы подбираете материал под конкретное произведение или наоборот, имеющийся материал определяет, что из него будет создано? И как затем проходит работа — по определенному заранее плану или же какие-то идеи появляются в процессе и влияют на конечный результат?
— Перед началом работы у меня всегда есть некое представление о будущей форме или даже набросок элементов композиции. Но мне нравится оставлять пространство для творческих решений. К тому же материал тоже направляет меня и влияет на процесс. Детали и сочетания цветов часто «находят» свое окончательное место только в ходе работы.

— Где вы берёте материалы для работы? Покупаете ли тарелки в антикварных магазинах? Бывает ли искушение разломать и использовать для творчества хорошую целую тарелку? И как находятся другие детали для картин? Большое впечатление на зрителей произвел глаз-протез!
— Материалы, то есть старую посуду, я нахожу в секонд-хендах и на рынках. Я не разбиваю специально ничего ценного — вся посуда, которую я использую, уже и так сломанная или испорченная. Помимо посуды, я всегда ищу и другие предметы, которые можно будет использовать. За годы у меня накопилось много базовых материалов, но если вижу какой-то особенный цвет или интересный орнамент, то обязательно покупаю.
 

«Могу ли я одолжить ваш бинокль?», 2019
«Могу ли я одолжить ваш бинокль?», 2019

— Работаете ли вы в других техниках?
— Мозаика — моя любимая техника. Иногда, когда у меня есть время, вместе с сыном мы мастерим собственный кукольный домик. В нем очень много маленьких деталей, работа с которыми требует большой аккуратности. Ещё я люблю реставрировать старую мебель, заниматься другими предметами интерьера. Для меня это хороший способ расслабиться. С самого детства я изучаю разные ремесленные техники и ни в коем случае не хочу останавливаться в своих творческих экспериментах.

— Любите ли вы современное искусство?
— Да, я люблю современное искусство и всегда хожу на выставки, когда вижу что-то для себя интересное. Я восхищаюсь тем, как художники преданы своей теме и погружены в нее. Мне нравятся работы, в которых присутствует ручной труд. Меня привлекает ощущение материала и своего рода беззаботное отношение. Ведь искусство — это источник радости и наслаждения. Богатство и многообразие художественного языка — один из источников моего вдохновения.
 

Триптих «Нонсенс», 2019
Триптих «Нонсенс», 2019
Триптих «Нонсенс», 2019
Триптих «Нонсенс», 2019
Триптих «Нонсенс», 2019
Триптих «Нонсенс», 2019

— Мария, кажется, что вы любите мудларкинг (mudlarking), мир забытых старинных предметов, и искусно обращаетесь с обработкой керамики. Какие земли вдохновили вас?
— Старые, выброшенные вещи очень близки моему сердцу. Самым главным источником творческого вдохновения для меня всегда был мой дом. Дом моего детства и в особенности отношение к нему моего отца, его ремесленные занятия сильно повлияли на меня. Именно мои родители научили меня ценить ремесло и быть скромной, излишне не превозносить себя.
 

«Ожидание», 2019
«Ожидание», 2019

— Увлекаются ли ваши соотечественники искусством? Есть ли у вас союз художников или похожее творческое объединение?
— Да, в Финляндии многие увлекаются и занимаются искусством и разными формами творчества, и у нас существует много разных творческих объединений для художников.

— Чувствуете ли вы в своих произведениях что-то народное, финское? Или шведское?
— Мне кажется, что в моих произведениях много финского, ведь я живу в Финляндии всю жизнь. С другой стороны, мою тягу к разным цветам и декоративности можно расценить как что-то нехарактерное для финнов. Однако разнообразие и смешение стилей сейчас настолько распространено, что часто сложно определить, где, в какой стране, было создано то или иное произведение…
 

«Босиком», 2019
«Босиком», 2019

Россия

Санкт-Петербург,
Большая Конюшенная ул. 8
info@instfin.ru

Часы работы офиса:
Пн.-чт.: 10:00-18.00
Пт.: 10:00-16:00

Телефон: +7 (812) 606-65-65
Факс: +7 (812) 606-63-70

 
SUOMI
 
PL 313, 53501 Lappeenranta 

Подписаться на рассылку